У каждого есть выбор, ведь сколько людей, столько и мнений. Если
говорить научно, то татуировка, бесспорно, имеет отношение к искусству.
Ведь простой среднестатистический гражданин вряд ли сможет изобразить
(даже не на теле, а на бумаге) какой-нибудь рисунок. Это дано не
каждому. Люди, профессионально занимающиеся татуировкой, должны
обладать художественным вкусом, своим видением мира, быть незаурядными
личностями. Процесс создания художественной татуировки - процесс
творческий. И вполне понятно, что профессионально выполненная
татуировка - произведение искусства, несущее в себе отражение
внутреннего мира мастера.
С другой стороны, корни обычая
татуирования тела уходят в далекое прошлое. И берут они свое начало во
времена первобытных племен и народов. Этнографическое толкование
рисунков, мотивов, постепенное угасание этого обычая с переходом к
более цивилизованному обществу дает свидетельство в пользу трактовки
татуировки как пережитка, сохранившегося с далеких "первобытных"
времен. И все-таки: искусство или пережиток? Ответ на этот вопрос и
пытается дать очередная глава.
В разные времена отношение к
татуировке менялось в соответствии с изменением условий и уровня
развития человеческой цивилизации. В связи с этим весьма любопытной
является позиция журнала "Дело", издававшегося в Санкт-Петербурге во
второй половине XIX века. Бот что он пишет по поводу обычая татуировать
свое тело. "...Народы цивилизованные - западные варвары, по мнению
китайцев, варвары XIX столетия, как скажет, может быть, наше потомство
- с презрением относятся к обычаям народов нецивилизованных. В глазах
просвещенного европейского буржуа, татуирование, например, составляет
не только нелепый, но даже отвратительный обычай, который в его
представлении невольно связывается с понятием о людоедстве, убийстве и
грабеже.
Татуирование должно было предшествовать
изобретению одежды; лучше сказать, оно было первой одеждой, до которой
додумался человек.
Являясь сперва исключительно одеждой и
украшением, татуирование не замедлило сделаться знаком отличия и
средством для заявления признательности. Каждый пол пользуется
татуированием для выражения своих специальных свойств: мужчины
стараются приноровить татуировку так, чтобы казаться мужественнее,
женщины - красивее.
В древности, за неимением ни бумаги, ни
пергамента, ни мраморных досок, граждане охотно записывали на своей
коже, как в записной книжке, сведения, память о которых им желательно
хранить во все время их жизни. Этот обычай сохранился даже у
цивилизованных народов.
У многих племен имеются специальные
татуировки для предводителей, членов совета, воинов, жрецов, колдунов и
производителей дождя; имеются также специальные татуировки для
различных каст, родов и даже семей.
Подобно тому, как у
черкесов высокопородистым лошадям выжигаются клейма, показывающие их
генеалогию, у дикарей, о которых идет речь, татуируется на теле их
общественное положение, дающее право на ту или другую степень уважения;
разница только в орудии, которым начерчиваются знаки.
Как
только татуирование перестает быть прерогативой почетного положения,
оно постепенно теряет свою цену. Это явление общее всем странам;
аристократия первая вводит в употребление татуирование, она же первая и
покидает его. На востоке с ним расстаются прежде мужчины, на западе -
женщины.
Самой действенной причиной ослабления интереса к
татуировке является косвенная причина: предпочтение, отдаваемое одежде.
По мере того, как прикрывается та или другая часть тела, татуирование
ей становится ненужным. Более того, достоинство становится теперь
недостатком: некогда татуирование употреблялось для возвышения красоты,
теперь, при одежде, оно обезображивает. Человек вообще непостоянен,
изменчив. Неизменное не может долго нравиться; вечное единообразие
утомляет и возбуждает досаду. По мере изменения жизненных условий,
татуировка начинает надоедать, к ее однообразию слишком присматривается
глаз и, наконец, утомляется. Многие животные изменяют цвет своей шерсти
два раза в год. Птицы линяют и зимой, и весной.
Общества
цивилизованные отвергают теперь совершенно татуирование, признавая, что
оно пригодно только для дикарей. Татуирование, первая одежда, вызванная
стыдливостью, уважается теперь только в домах терпимости; в
цивилизованных обществах осталось только два образчика его: на руке
галерника и у проститутки, не считая тех, которые скрыты под
платьем..."
Такова точка зрения журнала "Дело", характерная
для прошлого века. Но каждый знает, что мода в любом ее проявлении
очень изменчива. Так и мода на татуировки. Ведь вряд ли в наше время
татуировка в цивилизованных странах несет какой-либо глубинный смысл,
как это было принято у древних. Скорее всего - это страсть к
украшательству, к стремлению выделиться из общества. Психологически
молодежь, разрисовывая свое тело, стремится "отбиться от стада" и, как
альтернатива - примкнуть к стае, стае выделившихся из стада.
Естественно, мы оставляем в стороне "художества", характерные для
преступной среды.
По мнению некоторых татуированных,
татуировки - это "праздник, который всегда с тобой". Ведь одежда и
обувь со временем ветшают, и их приходится выбрасывать. С другой
стороны, один и тот же рисунок на теле также может со временем
надоесть, и поэтому многие обладатели татуировок продолжают расписывать
свое тело, занимая татуировками все большую и большую площадь, переходя
к другим частям тела. Это как своеобразный наркотик.
В
связи с этим понятным является стремление к совершенствованию техники
рисунка, к разнообразию сюжетов, орнаментов, цветовой гаммы
используемых красок. Именно поэтому в угоду пожеланиям любителей
изящного по всему миру распространилась сеть художественных салонов,
где любой желающий может украшать себя рисунком из обширных каталогов.
И если вспомнить японских мастеров татуировки, добившихся совершенства
в технике росписи тела, то станет очевидным ответ на вопрос: что такое
татуировка: искусство или пережиток? Безусловно, учитывая изменение
мотивации украшения своего тела, а также подход к этому процессу,
появление именно художественных салонов, где создают уникальные в своем
роде произведения, станет очевидным принадлежность татуирования тела к
одному из видов искусства художественной росписи, современной живописи,
отчасти с элементами примитивизма.
Техника татуирования
тела и применяемые материалы постоянно совершенствуются. Современные
мастера делают татуировку, невидимую при обычном свете. Она появляется
лишь при ультрафиолетовом облучении.
О популярности
татуировки говорит и тот факт, что в Японии организован музей
татуировки, имеющий свыше ста редчайших экспонатов. Владельцы музея
выставляют на рынках и в притонах татуированных бродяг и заранее
покупают их кожу. По договоренности, за определенную плату, продавец
собственной "шкуры" завещает продажу ее музею после своей смерти.
Содержание выставки непрерывно пополняется.
В мае 1996 года
в Амстердаме был открыт музей Тату с библиотекой, где собраны
многочисленные экспонаты и материалы по истории, стилям и направлениям
в искусстве татуировки. В экспозиции музея представлены изображения
татуировок, встречавшихся как у первобытных племен и народов, так и
фотографии, негативы, оригинальные кожи татуировок, и, конечно,
каталоги, систематизирующие и объединяющие в себе "нательные картинки",
которые наносились и наносятся любителями татуировки за последние
пятьдесят лет.
В разных странах татуировка возведена в ранг
искусства. Есть свои галереи, академии, салоны, проводятся
татуконвенции, конкурсы. Есть и свои рекордсмены. Так, шотландец Том
Леппард покрыл татуировкой 99,2% поверхности кожи. Татуировка его
воспроизводит рисунок шкуры леопарда, причем все пространство между
темными пятнами занято татуировкой шафраново-желтого цвета.
Уилфред Харди (Великобритания) покрыл 96% поверхности своего тела, но
при этом нанес татуировку и на внутренней поверхности щек, язык, десны
и брови. На теле Бернарда Меллера (США) по состоянию на октябрь 1991 г.
имелось 14000 татуировок.
Самой разукрашенной среди женщин
является актриса стриптиза Кристин Колорфул (Канада). 95% поверхности
ее тела покрыто татуировками. Примечательно, что ей потребовалось для
этого 10 лет и 15000 канадских долларов.
75% тела 55-летней
жительницы Канзас-Сити Дианы Россел покрыто всевозможными рисунками.
Здесь и изображения героев древнегреческой мифологии, например,
Геракла. сражающегося со львом, и битва богов с титтанами. А уж
всевозможных доисторических животных трудно и перечислить. Последние
занимают всю площадь спины и ниже. Все изображения многоцветные и
выполнены тушью четырех цветов.
Некий Джордж Рейджер,
житель США, не расстается с любимыми персонажами диснеевских
мультфильмов ни на минуту - ни днем, ни ночью, потому что они
вытатуированы на его теле. Под мышкой - кролик Рэббит, под сердцем -
Аладдин, на животе - Русалочка и компания, а на самом интимном месте -
101 далматинец! Более 500 мультяшных фигурок украшают его торс, что
стоило фанату 9000 долларов. Но это не предел. Недостающие 100
персонажей потребуют дополнительных затрат в размере около 4000
долларов. По словам самого Рейджера, это увлечение больше, чем хобби,
"...это моя жизнь...".
На теле изображают самые
разнообразные рисунки, слова, даты. Например, один панамец привел к
известному мастеру татуировки Пики Татту (псевдоним Николаев Морено)
свою дочь, которая доставляла ему своей рассеянностью массу хлопот, и
попросил вывести на ее плече следующую надпись: "Нашедшему просьба
доставить по адресу..."
Кое-кто носит на плечах нужные
телефонные номера, имена, адреса, любимые стихи, номер банковского
счета (страдающая амнезией дочь перуанского миллиардера).
По мнению отечественных мастеров татуирования, в последнее время моден
кельтский орнамент. Есть люди, желающие отразить на теле собственные
пристрастия или принадлежность к той или иной группе. Например,
музыканты просят "засунуть" куда-нибудь ноты, металлисты - череп, а
панки просто не могут жить без графического нательного "лика" крысы или
какой-нибудь другой отвратной живности. Бабочки, паучки и паутинки
нравятся дамам (слабый пол умудряется иметь их изображение не только на
груди, бедрах иди ягодицах, но даже на лобке). Но все же 60% татуирует
руки.
Хотя смысл татуировки тела претерпел определенные
изменения, все же следует потенциальным клиентам ознакомиться с
истинным значением того или иного рисунка, прежде чем принять
ответственное решение украшать себя подобным образом. В Канаде
татуировка, правда, как и во всем мире, приобрела характер четко
налаженного бизнеса. Несколько раз в году проходят всемирные встречи
мастеров татуировки, издается не один десяток специализированных
журналов. Целая индустрия работает над производством оборудования для
создания татуировок, органических красителей. Сейчас рисунки на теле
хотят видеть и бизнесмены, и юристы, и медики, и даже монахини. Америка
по-прежнему считается законодательницей мод на тату-стили. Ныне за
океаном модны комиксы и толстые обводки.
Картинки на теле
стали настоящим шиком для истеблишмента Старого и Нового Света.
Виртуозам татуировочного жанра доступно любое изображение: от
фантастического дракона до задумчивого Будды, от кокетливого ангелочка
до свирепого льва, от трогательных женских портретов до высокой
эротики. И стиль на любой вкус: от романтизма до авангардизма. К тому
же на накожных полотнах полыхает вся цветовая гамма радуги. В настоящее
время все, что так или иначе связано с украшательством своего тела,
оформилось в виде отдельного направления в искусстве - "body-art". Это
и собственно татуирование, и прокалывание различных частей тела и
украшение кольцами, шпильками, другими металлическими предметами, это и
раскрашивание тела красками. Ведь татуировка - не браслет, который
можно спрятать в шкатулке. Поэтому оказалось не менее захватывающим
расписывать свое тело специальными красками, которые, в отличие от
настоящей татуировки, держатся сравнительно небольшой период времени.
Строго говоря, роспись тела пришла из Аравии, Индии и Пакистана, где
применяли для этого хну, и получила сейчас достаточно широкое
распространение. Например, в Англии художники Эйлин Маррон и Саймон
Финли открыли передвижную студию и теперь путешествуют, расписывая
восторженных модниц цветочными арабскими мотивами и кельтскими
эмблемами. Искусством нанесения рисунка на тело человека занимаются и
немецкая художница Премзиндху Никола, и будущие модельеры из
Лондонского колледжа моды, рассматривающие раскрашивание тела как
элемент одежды, возвращая тем самым привычки и обычаи древних племен в
наше время.
Короче говоря, каждый в силу своего
мироощущения, интеллекта и фантазии выбирает тот или иной способ
выделиться из окружающей среды, привлечь к себе внимание посредством
тех или иных изображений на теле, одежды, атрибутов. Побудительные
мотивы или мотивация украшения своего тела различными изображениями,
надписями очень разная. Ведь известно, что сколько людей, столько и
мнений. И если в древности люди вкладывали в это особый смысл,
связанный с родовыми традициями, культовыми и другими аспектами, то
сегодня скорее всего "боди-арт" - чистое искусство, средство
самовыражения личности (как художника, так и "объекта" украшения).
В заключение хочется еще раз обратить внимание на тот факт, что любые
манипуляции со своим телом оставляют неизгладимый след не только на
нем, но и в сознании человека. Поэтому, прежде чем сделать этот
серьезный шаг, подумайте хорошенько, чтобы потом не сожалеть о
содеянном. Но если вы все-таки решите украсить свое тело, то,
во-первых, изучите этот вопрос более глубоко, чтобы знать, что вы
хотите и что это означает, и, во-вторых, обратитесь к специалисту,
поскольку только в специальных салонах вам будет гарантирована
стерильность, профессиональный подход, фирменный инструмент и
соответствующие материалы. Понравилась статья? щёлкни ~ЗДЕСЬ~ Не понравилась статья? тогда щёлкни ~ЗДЕСЬ~