Растаманами в мире традиционно называют
последователей растафарианства. Обычно их опознают по ряду характерных
атрибутов: курению марихуаны, почитанию Боба Марли и бога Джа,
использованию комбинации цветов «зелёный-жёлтый-красный» и другим.
Вместе с тем, в начале 1990-х годов на постсоветском пространстве
образовалась особая молодёжная субкультура, представители которой также
называют себя растаманами. При этом они зачастую не являются истинными
приверженцами оригинальной религиозно-политической доктрины
африканского превосходства, а причисляют себя к этой группе в первую
очередь по признаку употребления марихуаны и гашиша. Некоторым этого
достаточно, чтобы считать себя растаманами, некоторые более приближены
к растафарианской концепции — многие слушают Боба Марли и музыку регги
в целом, некоторые носят дреды.
Однако мало кто искренне отстаивает идею возвращения американских
чернокожих в Африку, соблюдает растафарианский пост «айтел» (Ital) и т.
п.
Субкультура РаСтАмАнОв
Возникновение «растаманов» в СНГ является следствием тех же социальных
процессов в постсоветском обществе, которые привели к образованию и
других молодёжных субкультур. Ряд из них базируется на идеологических
па́рах «музыкальный стиль — тип наркотика» (например, трансеры).
Существенная часть этих групп восходит к западной культуре хиппи.
«Растаманов» можно выделить особо в связи с тем, что в нынешнем СНГ
наблюдается заметный рост объемов употребления марихуаны (данный вывод
можно сделать лишь субъективно, так как сбор статистики по этому
вопросу сильно затруднён). Многие из курящих уже не являются
«молодёжью» и не причисляют себя к «растаманам», но их идеологически
сближает нелегальный статус наркотика, так как они испытывают
одинаковые трудности, связанные с его приобретением.
По-видимому, вопросы самоопределения и групповой идентификации
употребляющих коноплю бывших советских граждан были решены многими из
них исходя лишь из небольшого числа признаков. Известное в СССР понятие
«наркоман» не могло быть принято из-за несоответствия стереотипному
образу такового в народе: потребителям конопли не близки темы шприцов,
СПИДа, ломок и пр. — следовательно, была потребность в самоназвании.
Одним из пионеров растаманского движения в России является музыкальная
группа «Джа Дивижн», появившаяся в 1989 году. Музыкальный фактор в
стране, недавно отгороженной «железный занавесом» от существенной части
мировой культуры, играл крайне весомую роль. Поэтому на выбор
самоназвания могло повлиять распространение творчества русскоязычных
регги-коллективов. В своих песнях лидер «Джа Дивижн» Герберт Моралес
однозначно указывает на параллель курения конопли с
«растаманами». Решающую же роль, по всей видимости, сыграла
фактическая «монополизация» мировыми растафарианцами изображения
конопляного листа как бренда.
Общим местом у «русских» и
«оригинальных» растаманов также является негативное отношение к т. н.
«Вавилону» как прагматической социально-политической системе,
основанной на западной материальной культуре. В основном «борьба с
Вавилоном» увязывается с отрицанием необходимости проявлять принятую в
обществе стандартную социальную активность, в частности, стремиться к
материальному обогащению (в ущерб духовному). Обычно декларируется это
главным образом концептуально (на словах), т. к. без минимального
проявления соответствующей активности в современных условиях почти
невозможно существовать.
Сейчас в Москве, Петербурге и
других городах существуют достаточно большие растаманские сообщества,
которые проводят культурные мероприятия, поддерживают сайты, издают
медиаматериалы. Растаманами считают себя почти все российские
регги-коллективы — по меньшей мере они используют характерную символику
и почитают Боба Марли (при этом следует отметить, что «чёрное»
растафарианство — крайне многообразная культура со множеством
разновидностей и некоторые ортодоксальные растаманы негативно относятся
к музыке регги из-за её коммерциализованности).
Понравилась статья? щёлкни ~ЗДЕСЬ~
Не понравилась статья? тогда щёлкни ~ЗДЕСЬ~